Современная петербургская кухня – это не только корюшка, это уникальные местные продукты, северные ягоды и травы, фантазия и свобода шеф-повара.

Петербургская кухня начала формироваться еще в XVIII веке в царствование Петра I, и со временем превратилась в т.н. «высокую русскую кухню».

Ее блюда подавались во дворцах и домах дворянства и, конечно, упомянуты в русской классической литературе. Главная особенность этой кухни – соединение традиций французской и русской гастрономии.

Конечно, с тех пор утекло масса времени, а бурный XX век не способствовал продолжению традиций. Чтобы вернуть городу былую славу гастрономической столицы России, правительством Санкт-Петербурга в 2014 году была начата программа «Петербургская кухня».

К ней были привлечены шеф-повара и заведения общественного питания, подключены кулинарные колледжи и музеи. Реклама петербургской кухни как исторического явления велась на различных профессиональных форумах и фестивалях, а для горожан в этом году был запущен промо-ролик в общественном транспорте. Плюс ко всему, блюда «высокой» петербургской кухни были включены в программы всех официальных приемов правительства города и области.

Сейчас в городе действует более 30 ресторанов, которые подают блюда традиционной петербургской кухни и в подтверждение этого обладают специальным знаком, который демонстрируют уже на входе в свое заведение.

Квинтэссенцией возрожденного бренда стала «стерлядь разварная на шампанском». Это классическое сочетание русской рыбы из семейства осетровых, вылов которой разрешен только на севере страны, и французского шампанского.

Именно стерлядь чаще всего заказывают гости в петербургских ресторанах, когда хотят попробовать что-то из местной кухни. Стоимость такого блюда варьируется от 600 до 2 тыс. руб. за тарелку, что делает его вполне доступным для людей с разными возможностями.

По данным UNWTO, более 80% путешественников всегда интересуются местной кухней и готовы пробовать что-то новое.  В отношении же Санкт-Петербурга у большинства наших туристов пока нет понимания, что в городе может быть «необычного» в плане гастрономии и насколько это будет им доступно.

Пока же массового запроса на гастрономическое путешествие в Санкт-Петербург и конкретно на посещение ресторанов петербургской кухни, увы, нет. Основная причина – недостаток информации – как среди профессионалов турбизнеса, так и среди самих туристов.

Введенные в конце 2020 года пандемийные ограничения и отсутствие иностранцев в Санкт-Петербурге, сильно ударившие по туризму, заставили многих профессионалов задуматься о новых путях восстановления успешной отрасли. Так, в прошлом году город посетило 10,4 млн. туристов, каждый из них провел здесь минимум 3 дня и, соответственно, потратил определенную сумму на питание и посещение ресторанов.

По мнению местных властей, для восстановления турпотока после пандемии потребуются новые меры и нестандартные решения. И акцент на локальной гастрономии – одно из них.

Санкт-Петербург привлекает туристов своей неповторимой атмосферой, важным элементом которой является кулинария. Хорошие воспоминания о еде и соответствующем антураже влияют на восприятие всей поездки, так что гастрономию следует воспринимать как важнейшую часть эмоционального опыта туриста.

В последнее время город значительно вырвался вперед по открытию и уровню ресторанов, гастропабов и баров. Многие петербургские рестораны были отмечены престижным рейтингом The World's 50 Best Restaurants, а бар El Copitas стал первым баром города, попавшим в рейтинг 50 лучших баров мира. Команда шеф-поваров Санкт-Петербурга одержала победу на VI Всероссийском кулинарном чемпионате Chef a la Russe.

Кроме того, продвижение гастрономии хорошо влияет на местную экономику, развивая мелкие фермерские хозяйства Ленинградской области и соседних регионов, формируя тем самым тренд на «устойчивый туризм».

Так, у самых известных ресторанов высокой питерской кухни, таких как «Палкинъ», Eclipse, Birch, EM, есть эксклюзивные контракты с местными поставщиками, и эти заведения меняют меню в зависимости от сезона поставки тех или иных локальных продуктов.

Например, семгу и форель в них часто привозят с берегов Онежского и Ладожского озера, в фермерских хозяйствах на Балтике выращивают муксуна и мраморного сома, местные общины Кингисеппа поставляют сыры ручной работы из козьего молока, маринованный кориандр привозят из Пскова, а ягоды и травы собирают в лесах Карелии.

На данный момент можно смело говорить о том, что гастротуры в Санкт-Петербург имеют большой потенциал.

«У Петербурга уже сформировалась уникальная ресторанная и барная субкультура, притягивающая в него гостей из других городов, и, прежде всего, жителей столицы. При этом петербургская ресторанная культура более демократична по ценовому позиционированию и представляет собой уникальный синтез северной, русской, скандинавской и классической европейской гастрономических традиций», – отмечает Дарья Домостроева, руководитель пресс-службы туроператора «Интурист».

По мнению специалистов туроператорских компаний – членов АТОР, гастрономические туры в Санкт-Петербург могут включать посещения ресторанов высокой русской кухни, современной кухни, экспериментальной, авторской кухни, мастер-классы, знакомство с местными продуктами и местами их производства.

Кроме того, среди объектов показа в таких турах могут быть Елисеевский магазин, исторический «Метрополь», кондитерские «Север»,  Ленинградский фарфоровый завод, музей Фаберже и Художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, где можно проследить всю историю фарфора в России и познакомиться с современным промышленным дизайном посуды.

На память туристы могут привезти знаменитые конфеты, пирожные, а также торт «Санкт-Петербург» с символикой города.

Но главное в этих турах, считают эксперты, – соблюсти правильный баланс между гастрономическим и культурно-познавательным туризмом.  

Самое главное в будущем гастротуризма Северной столицы – это воссоздание той особенной питерской атмосферы, которую ценят сами жители и которую хотят почувствовать гости города.